1994 — наст. время
Обо мне уже столько сказано-пересказано, что добавить к этому уже практически нечего. Хотя, можно, конечно, начать свою биографию со слов: «хотите — верьте, хотите — нет…» ну и так далее…, а появлению своему на свет — почти в стихах — я обязан моим дорогим родителям, равно как и своему воспитанию, не без скромности скажу, хорошему.
Историю своего рода, рода Безруковых, пересказывать нарочно не буду, ибо это сделает чуть позже мой отец, Виталий Сергеевич Безруков, и у него это получится куда более живописно и красочно, чем у меня.
…Итак, на чем я остановился… Ах да, на моем скромном появлении на свет, хотя скромным его назвать довольно-таки сложно: вынесли меня из роддома с большим фингалом под глазом. История происхождения этого фингала неизвестна. Можно, конечно, предположить, что я успел с кем-нибудь подраться, а, может, просто выпал из гнезда.
Ясельно-детсадовский возраст помню фрагментарно и урывками. Помню Волгу, Макарьевский монастырь, дорогу от Москвы до Нижнего и обратно, помню позывные Нижнего:
помню живую новогоднюю ёлку, это я к тому, что потом мы наряжали только искусственную;
помню отцовскую гримерную в театре имени А. С. Пушкина, маску чудища из «Аленького цветочка», которую я страшно боялся; сцену, кулисы, взрослые спектакли, папу в роли Лешего и Карла Мора в «Разбойниках»;
помню, как меня, как переходящее красное знамя, передавали из рук в руки, из театра в магазин, где работала мама, и из магазина в театр (последний впечатлял меня гораздо больше); запах кулис, знакомый с детства, пылающие жаром прожектора и ненастоящие, дрожащие от прикосновения дома и деревья.
Школьные годы помню уже более сносно. Начиная с момента собеседования и приёма в школу. Замечу, кстати, что учиться я пошел с шести лет. И был самым маленьким не только по возрасту, но и по росту. Помню уроки мира, политинформации, желто-коричневый ранец, красная «пятерка», сделанная из дерева на палочке, которую выдавали на дом вместе с оценкой в дневнике. Любимый лососевый салат, приготовленный мамой на день рождения, а также дефицитный оранжевый порошок в коричневой пластмассовой банке, при смешивании с водой слегка напоминающий «Фанту». Помню учителей, всех перечислять не буду, ибо времени не хватает: загляните лучше в архив 402-й школы Перовского района, школьный выпуск 1990 года.
Школьные спектакли «Гуси-лебеди», «Мой бедный Марат», «Ромео и Джульетта»; атеистический вечер, сценка по рассказу Антона Павловича Чехова «Канитель», роль Дьячка; литературные вечера, в том числе и пушкинский вечер, где я впервые вышел на сцену актового зала в образе Пушкина, только без грима и в белой обычной рубашке с пристроченными к ней рукавами в форме старинных манжет.
Приём в пионеры помню на Красной площади, страшный Ленин в мавзолее, долгожданный прием в комсомол, долгожданный только лишь потому, что надевать потрепанный ненавистный красный галстук, в то время как ребята постарше уже носили галстуки костюмные, было невыносимо.
Что касается моей учебы, дабы меня не упрекнули в нарочном замалчивании этого факта, скажу прямо: было всякое, если не сказать разное, но «несмотря на» старался учиться хорошо, в результате чего школу я закончил с четырьмя «четверками», остальные все были «пятерки». Предшествующая борьба между троечником и убежденным хорошистом была, естественно, непростая. Основные боевые действия разворачивались на поле математики и русского-английского языка. Тут, признаюсь, победил характер. Именно благодаря ему, я обязан в результате хорошей успеваемостью. Чего-чего, а уж упорства, порой даже упрямства во мне хватает. Сюда добавим целеустремленность, одержимость, уверенность в себе и в своих собственных силах.
Сереженьки в 16 лет.
МОИ УНИВЕРСИТЕТЫ
Начнем с того, что по окончании школы я параллельно закончил музыкальную по классу гитары и УПК, что в переводе означает Учебно-производственный комбинат, получив заодно профессию художник-исполнитель оформительских работ V разряда.
Актерской же профессией я стал увлекаться еще раньше. Тут, конечно же, заслуга целиком и полностью моего отца. Батя занимался со мной с детства. Отсюда и школьные спектакли, кстати говоря, хорошие: сразу чувствовалась рука мастера и режиссера. Самодеятельности, ненавистной мной и отцом, я, слава Богу, избежал.
Подготовка к поступлению в Школу-студию МХАТ, которую в свое время заканчивал мой отец, была серьезной. Были подготовительные курсы (сперва десять уроков, потом тридцать) по окончании которых будущий мастер Олег Палыч Табаков отбирал самых талантливых и одаренных. Мы имели право, минуя три тура, сразу же идти на конкурс, в этом-то и была наша основная льгота, которая, в свою очередь, еще не гарантировала поступление. Пробовался во все театральные вузы, везде проходил легко, так как знал, что во МХАТе я уже на конкурсе. Читал: Зощенко «Аристократка», Варлама Шаламова «Васька Денисов, похититель свиней», Максимилиана Волошина «Мир», басню, к сожалению, не помню. Что касается танца, всегда ходил с магнитофоном «Романтик-306», под запись плясал цыганочку. Чтобы показать голос, брал с собой гитару и пел песни на стихи Есенина. На поступлении набрал самое большое количество баллов (конечно же, сказалась хорошая школьная закваска: руку в сочинениях я набил, историей увлекался давно, равно как и литературой). Короче говоря, поступил.
Начались безмятежные студенческие годы: творчество, творчество и еще раз творчество.
Олега Палыча мы видели нечасто, если не сказать редко, что усиливало Таинство. В основном, он появлялся на показах самостоятельных работ и экзаменах по дисциплинам, а также нет-нет да и привезет из какой-нибудь очередной страны подарки. Помню знаменитые табаковские затемненные очки на экзаменах, сквозь которые мы пытались рассмотреть его реакцию на наше творчество — безуспешно. «Селекция!!!» — вот чего мы боялись больше всего. Селекция!!!, Селекция!!!, то бишь отчисление. Помню собеседования по окончании учебного года, которые происходили в кабинете Олега Палыча в той самой знаменитой божественной «Табакерке». Там устраивался разбор наших полетов. Помню оценку «четыре с плюсом» по Мастерству актера, которая меня — отличника — обидела страшно. Впоследствии выяснилось, что сие было сделано в воспитательных мерах из-за моего чрезмерного увлечения характерными ролями.
За годы учебы и, опять же, при поддержке отца, дабы, опять же, не допустить самодеятельности в самостоятельных показах, я сыграл Гамлета, князя Мышкина, Расплюева, Голохвостова, в водевиле «За двумя зайцами» Старицкого, Пушкина (сцена с Натали), Дьячка из чеховских рассказов («Канитель», «Ведьма» и «Хирургия») и многие другие роли. Из всех дисциплин, не обижая никого, больше всего нравились Танец и Сценбой. Но, несмотря на пристрастия, институт я всё-таки закончил с Красным дипломом: опять же, благодаря все тому же характеру и упрямству. Замечу, кстати, прямо как-то неловко, я был единственным «краснодипломником» у нас на курсе. Табаков по этому поводу выразился: «В семье не без урода». Согласен.
В театры, по окончании студии, я показывался мало, если не сказать, вообще не показывался. Мечта была попасть в легендарную Табакерку. И эта мечта осуществилась 1 января 1994 года. YES!!!
Семья
Женат на актрисе Ирине Безруковой (официально они расписались во время съемок Сергея в сериале «Бригада»).
Дедушка (по линии матери) — Суров Михаил Иванович (1924—2005), троюродный брат отца Безрукова. Работал на руководящей работе в партийном и хозяйственном аппарате в г. Лысково Нижегородской обл.[5]
Бабушка — Сурова Екатерина Алексеевна (1924—2008) работала педагогом-воспитателем в г. Лысково в начальной школе и детском саду[5].
Политические взгляды
Член партии «Единая Россия»[6]. В феврале 2012 года отказался сниматься в видеоролике в поддержку кандидата в президенты Владимира Путина[6]. Объяснил своё решение тем, что «не хочет своим мнением влиять на выбор других людей»[6].
Признание и награды
1994 — приз кинофестиваля «Созвездие» «За актёрское обаяние и непосредственность» за роль Чибиса в фильме «Ноктюрн для барабана и мотоцикла».
1995 — премия «Московские дебюты» за роль Петра («Последние»).
1996 — премия «Чайка» в номинации «Прорыв» за роль Александра в спектакле «Псих».
1997 — лауреат Государственной премии РФ за роль Есенина в спектакле Театра имени М. Н. Ермоловой «Жизнь моя, иль ты приснилась мне».
1997 — премия мэрии Москвы.
1997 — премия деловых кругов «Кумир».
2000 — премия газеты «Московский комсомолец» за роль Алёшки в спектакле «На дне».
2000 — премия IV национального фестиваля искусств «Южные ночи» (г. Геленджик) в номинации «Лучшая мужская роль в антрепризе» за роль в спектакле «Койка».
2001 — Заслуженный артист Российской Федерации.
2002 — «Актёр года» в конкурсе «Лица года».
2003 — лауреат премии «Шансон года» совместно с Николаем Расторгуевым за песню «Отчего так в России берёзы шумят» из сериала «Участок».
2005 — премия Национальной Академии кинематографических искусств и наук «Золотой орёл» в номинации «Лучшая мужская роль на телевидении» («Участок»).
2006 — премия газеты «Московский комсомолец» за роль Чичикова в спектакле «ПОХОЖДЕНИЕ, составленное по поэме Н. В. Гоголя „Мертвые души"».
2007 — лауреат Национальной премии общественного признания достижений граждан Российской Федерации «Россиянин года» в номинации «Звезда России».
2008 — народный артист Российской Федерации.
2012 — Российская национальная актёрская премия имени Андрея Миронова «Фигаро» в номинации «Лучшие из лучших»[7].
Театральные работы
Московский театр им. М. Н. Ермоловой
1995 — «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?..» (постановка Ф. Веригиной) — Сергей Есенин
2002 — «Александр Пушкин» (постановка В. Безрукова) — Александр Пушкин
[править]Московский театр-студия п/р Олега Табакова
«Страсти по Бумбарашу (ранняя редакция)» (1993, постановка В. Машкова) — Студент
«Билокси-Блюз (ранняя редакция)» (1993, постановка О. Табакова) — Рядовой Юджин М. Джером
«Затоваренная бочкотара» (1994, постановка Е. Каменьковича) — Иван Кулаченко и Телескопов
«Ревизор» (1994, постановка С. Газарова) — Квартальный
«Матросская тишина» (1994, постановка О. Табакова) — Давид Шварц
«Последние» (1995—2003, постановка А. Шапиро) — Петр
«Псих» (1995—2005, постановка А. Житинкина) — Александр
Анекдоты: «Бобок», «Двадцать минут с ангелом» (1995, постановка В. Фокина) — Клиневич и Ступак
«Звёздный час по местному времени» (1996, постановка В. Машкова) — Саратов
«Прощайте… и рукоплещите!» (1997, постановка О. Табакова) — Арлекин
«Старый квартал (ранняя редакция)» (1997—2003, постановка А. Житинкина) — Писатель
«На всякого мудреца довольно простоты» (1997, постановка О. Табакова) — Егор Дмитрич Глумов
«Признания авантюриста Феликса Круля» (1998, постановка А. Житинкина) — Круль
«На дне» (2000, постановка А. Шапиро) — Алешка
«Похождение, составленное по поэме Н. В. Гоголя „Мертвые души"» (2006, постановка М. Карбаускиса) — Павел Иванович Чичиков
«Безумный день, или Женитьба Фигаро» (2009, постановка Константин Богомолов) — Фигаро, графский камердинер
Театр Арт-партнер XXI
«Искушение» (2000—2005, постановка В. Ахадова) — Бруно
«Ведьма» (2001, постановка В. Безрукова) — Емельян
[править]Московский художественный театр им. А. П. Чехова
2000 — «Амадей» (постановка М. Розовского) — Моцарт
2002 — «Священный огонь» (постановка С. Враговой) — Морис Тэбрет
[править]Театр «Монолог XXI век»
«Койка» (1999—2002, постановка А. Соколова) — Он
[править]Продюсерский центр «Арт-Питер»
Сирано де Бержерак (с октября 2008 г., режиссёр-постановщик — А.Синотов, режиссёр — С.Безруков) — Сирано де Бержерак
Спектакль-мистерия «Хулиган» (с ноября 2008 г., режиссёр — С. Безруков) — Сергей Есенин
[править]Театр Сергея Безрукова
Страсти по Емельяну — Емельян
Пушкин — Александр Пушкин
Хулиган. Исповедь — Есенин
Фильмография
1990 — Похороны Сталина — беспризорник (в титрах не указан)
1994 — Ноктюрн для барабана и мотоцикла — Чибис
1995 — Крестоносец — каскадер Сергей
1995 — Умирает душа — Петр
1996 — Доктор Угол
1997 — Брегет
1997 — Котовасия
1997 — Старые песни о главном 3 — дьяк
1998 — Развязка петербургских тайн — корнет Михаил Стеблов
1998 — На бойком месте — Непутевый
1998 — Незнакомое оружие, или Крестоносец 2 — сержант Сухорук, разведчик МВД
1999 — Китайский сервиз — купец Сидихин
2000 — Вместо меня — Дмитрий Лавров
2000 — Рыцарский роман (озвучка)
2000 — Чёрная комната (серия «Грейпфруктовый сок»)
2000 — Русский водевиль (телесериал) (серия «Заемные жены»)
2001 — Любовь.ru — Тимофей
2001 — Чудеса, да и только, или Щука по-московски
2001 — Саломея — Михаил Лычков
2001 — Бледнолицый лжец — Аполлон Иванов
2001 — Ералаш — выпуск № 143 (Крик осла)
2002 — Бригада — Александр Николаевич Белов (Саша Белый)
2002 — Маска и душа
2002 — Если невеста ведьма — Максим Росс
2002 — Азазель — Иван Францевич Бриллинг
2003 — Ключ от спальни — Профессор орнитологии Марусин
2003 — Жизнь одна — Павел
2003 — Участок — старший лейтенант милиции Павел Кравцов, участковый (и голос собаки)
2003 — Ералаш (сериал) (Выпуск № 4)
2004 — Московская сага — Василий Сталин
2005 — Город без солнца — фотохудожник Алекс
2005 — Бой с тенью — Александр Николаевич Белов (Саша Белый)
2005 — Есенин — Сергей Есенин
2005 — Мастер и Маргарита — Иешуа Га-Ноцри; Мастер (озвучивание)
2006 — Поцелуй бабочки — Николай Орланов
2006 — Пушкин. Последняя дуэль — Пушкин
2007 — Карнавальная ночь-2, или Пятьдесят лет спустя — Денис Колечкин
2007 — Ирония судьбы. Продолжение — Ираклий
2007 — Одна любовь души моей — Александр Пушкин
2008 — Адмиралъ — генерал Каппель
2008 — В июне 41-го — лейтенант Иван Буров
2008 — Плесень
2009 — Каникулы строгого режима — Виктор Сергеевич Сумароков, «Сумрак»
2009 — Гоголь. Ближайший — Пушкин
2010 — Смерть в пенсне, или Наш Чехов — модный режиссёр Айвон
2011 — Чёрные волки — Павел Хромов
2011 — Реальная сказка — Иван-дурак
2011 — Высоцкий. Спасибо, что живой — Владимир Высоцкий[8][9]; Юра, коллега Высоцкого
2011 — Ёлки 2 — капитан полиции Снегирев
2012 — Матч — футболист Николай Раневич, вратарь киевского «Динамо» и сборной СССР[10]
2012 — Золото — Брагин
2012 — Мамы
2012 — Уланская баллада
2012 — Джентльмены удачи — Лёша Трёшкин/Смайлик
Телевидение
2006 — Кино в детялях с Федором Бондарчуком (8 апреля 2006 СТС)
2008 — Интервью каналу «Вот» (1 февраля 2008)
2008 — «Личные вещи» с Андреем Максимовым (10 февраля 2008 5 канал)
2008 — 100 вопросов взрослому (5 мая 2008 ТВЦ)
2008 — Временно доступен (29 июля 2008 ТВЦ)
2008 — Встречи на Моховой
2008 — На ночь глядя
2009 — Ирония судьбы Сергея Безрукова
2009 — НеЮбилейный вечер. Безрукову — 35
2009 — Творческий вечер Сергея Безрукова (13 июня 2009 года Россия К)
2010 — Олег Табаков. Зажигающий звезды (документальный)
Аудиопроекты
Аудиосборник «Серебряный ветер» (стихи Есенина)
Г. Гаррисон «Неукротимая планета»
М. Шелли «Франкенштейн»
2002 — Любовь к Трем Апельсинам [аудиокнига, все персонажи]
2002 — Азазель [аудиокнига, Фандорин]
2003 — Про Федота-стрельца, удалого молодца [аудиокнига, все персонажи, кроме Маруси-Голубицы]
2003 — Петя и волк [музыкальный альбом]
2004 — Страсти по Емельяну [музыкальный альбом] с песнями из спектакля «Ведьма» (песни на стихи иеромонаха Романа и Виталия Безрукова)
2008 — Хулиган [музыкальный альбом] (Безруков читает и поет Есенина). Автор музыки — С. Безруков
2008 — Анна Каренина [радиоспектакль, Вронский]
2009 — Сказки в исполнении Сергея и Ирины Безруковых [аудиокнига]
2009 — «Сирано де Бержерак». Музыка к спектаклю[11]
Озвучивание
С 1994 по 1999 гг. Сергей Безруков озвучивал 11 персонажей в программе «Куклы», выходившей на телеканале НТВ. Любимый персонаж — Владимир Жириновский.
1997 — Корабль двойников — озвучивание некоторых персонажей[12]
1997 — Вино из одуванчиков — полковник Фрилей (последняя роль Иннокентия Смоктуновского)
1997 — Волшебный портрет — Голос Вань Луня
1998 — Страна глухих — Алёша
2000 — Рыцарский роман
2002 — Карлсон, который живёт на крыше (Швеция) — Карлсон
2003 — Участок (телесериал) — Пёс Цезарь
2005 — Мастер («Мастер и Маргарита»).
2006 — Князь Владимир — Князь Владимир
2007 — Жених и папенька (А.П Чехов) — Шуточка (А.П Чехов).
2008 — Особо опасен — Уэсли Гибсон
2008 — Про Федота-стрельца, удалого молодца — Федот
Читал закадровый текст в фильмах Плесень, Тарас Бульба.
2011 — Талисмания — Дед Мороз, Снегирь[источник не указан 601 день]
Критика творчества
Интересные факты
Александр Иншаков, начиная снимать фильм «Бригада-2», пришёл с просьбой к Безрукову, предложив ему снова сыграть Сашу Белого, но Безруков отказался.
В 2011 году Сергей Витальевич стал одним из членов жюри фестиваля пародий «Большая разница в Одессе»[13].
С. В. Безруков участвовал в редакционном совете Национальной энциклопедии личностей (Синие страницы России).